Авто-эскорт
                           








   Порядок регулировки зажигания ВАЗ 2106
 
      Корректировка зажигания Ваз-2106

Правильная регулировка системы зажигания влияет на динамику автомобиля, расход топлива, мягкость пуска мотора и его доход. Далее обрисовывается операция настройки зажигания для автомобиля Ваз-2106 с контактной системой зажигания, в т.ч. при использовании в качестве дополнительных устройств транзисторной или тиристорной системы зажигания. Аналогичные приемы справедливы не только для Ваз-2106, но и для всех автомобилей с контактной системой зажигания, надо лишь уточнить в “руководстве по эксплуатации” регулировочные степени для конкретного мотора.

Собственно корректировка сводится к трем этапам: выставление степени угла замкнутого состояния контактов (узск), зависящего от степени зазора в контактах распределителя-прерывателя (трамблера), выставление угла опережения зажигания (уоз), диагностика и корректировка полученных результатов в процессе езды.
Пункт 1. Корректировка угла замкнутого состояния контактов
    Порядок регулировки зажигания ВАЗ 2106
Корректировка Узск нужна при использовании классической или транзисторной системы зажигания. При использовании тиристорной системы величина Узск не критична.
Порядок регулировки зажигания ВАЗ 2106
Для корректировки нужно демонтировать крышку трамблера. Еcли применяется классическая система зажигания, то перед регулировкой рекомендую надфилем зачистить контакты трамблера, убрав образовавшийся бугорок на одном из контактов. После зачистки нужно проверить, что контакты прилегают друг к другу всей плоскостью. При надобности подрегулировать, аккуратно подгибая неподвижный контакт.

Далее нужно прокрутить коленвал до такого его положения, чтобы промежуток меж контактами трамблера было максимальным. Открутить винт, фиксирующий контактную группу на пластине подшипника, вставить щуп толщиной 0.. мм меж контактами и выбрать такое расположение контактной группы, чтобы щуп перемещался с небольшим давлением. Закрепить найденное расположение контактной группы, закрутив винт. Проконтролировать величину зазора, попробовав поместить меж контактами щуп тоньше (менее 0,35 мм) и толще (более 0,45 мм) номинального. Больше толстый щуп не обязан проходить в промежуток меж контактами, а больше тонкий обязан передвигаться без всякого усилия.

Для вращения коленвала применяется особенный ключ. Если под руками такого ключа нет, то осуществить медленное проворачивание коленвала, включив четвертую передачу и аккуратно толкая транспортное средство. Применять для этого стартер затруднительно, т.к. тяжело достичь нужной точности угла поворота.

Полученный промежуток меж контактами трамблера дает нужное значение Узск (а критичен именно угол, а не зазор!! с заданной точностью, как правило, только в новых трамблерах, когда еще нет выработки контактов. Поэтому необходимо проконтролировать произведенную регулировку, измерив сам угол, который обязан быть 55±3°.

Проще всего и точнее всего это можно сделать, применяя электронный тахометр, имеющий функцию узмерения Узск, или особенный автомобильный измерительный устройство (выпускались такие, включавшие функции вольтметра, омметра, амперметра, тахометра, контроллера Узск). Для этого собирается трамблер, подсоединяется тахометр, запускается силовой агрегат. Тахометр переводится в порядок измерения Узск. Если величина Узск выходит за пределы, рекомендуемые заводом, то корректировка зазора повторяется.

Второй метод – непосредственно измерить угол. Для этого вытаскиваем из крышки трамблера центральный высоковольтный кабель и прислоняем его к массе автомобиля (можно этого и не делать, но есть надежда заполучить пробой в катушке), подсоединяем к проводу, идущему с трамблера на катушку зажигания, лампочку на 12 В или описанный в конце страницы пробник на светодиоде. При включенном зажигании лампочка будет гореть, когда контакты трамблера разомкнуты, и гаснуть при их замыкании. Если применяется транзисторная или тиристорная система, то лампочка может не гореть при разомкнутых контактах из-за ограничителя тока через контакты трамблера в этих системах. В таком случае взамен лампочки можно применять вольтметр. При разомкнутых контактах он будет представлять напряжение около 12 В, при замкнутых – 0 В. Вращаем коленвал мотора по часовой стрелке до тех пор, пока контакты не замкнутся (лампочка не погаснет или вольтметр не покажет 0 В). Замечаем расположение бегунка, отметив его, например, на корпусе трамблера. Продолжаем вращать коленвал до момента размыкания контактов (зажигания лампочки, перехода стрелки вольтметра на 12 В). Замечаем полученное расположение бегунка трамблера. Замеряем угол меж полученными положениями. Это можно сделать, измерив длину дуги окружности по корпусу трамблера, а далее рассчитав угол в градусах по известной формуле
(360pd)/l,


где p=3.1. – число Пифагора,
d=70 мм – диаметр основания трамблера,
l, мм – измеренная длина дуги по корпусу трамблера меж отметками.пр. правильно выставленном Узск длина дуги для мотора Ваз-2106, Ваз-2103 составляет 33±2 мм.
Пункт 2. Корректировка угла опережения зажигания



Рисунок 1. Размещение рисок для установки момента зажигания. Вид на силовой агрегат спереди.

Для мотора Ваз-2106, Ваз-2103 момент размыкания контактов распределителя-прерывателя, должный искре в 1-ом цилиндре, обязан опережать верхнюю мертвую точку хода поршня в первом цилиндре на 0±1°, а на двигателе Ваз-2101 – на 2±1° (расположение рисок – см. рисунок. 1).

Можно предоставить несколько способов осуществления этой манипуляции: с применением стробоскопа, с применением лампочки, “по искре” и “на слух”.

Метод 1. Корректировка с применением стробоскопа
Это самый быстрый метод корректировки. Потребуется любой автомобильный стобоскоп. Лучше, если он будет питаться от бортовой сети 12 В, а сигнал для срабтывания брать с датчика, одеваемого на высоковольтный кабель первого цилиндра. Прочие строении показали у меня или нестабильную работу или низкую надежность при работе с тиристорной системой зажигания.

Присоединяем стробоскоп к электросети автомобиля. С трамблера убираем и глушим трубопровод вакуум-корректора. Запускаем силовой агрегат и прогреваем его до такой температуры, чтобы он устойчиво держал обороты холостого хода. Ослабляем болт, фиксирующий основание трамблера. Свет от стробоскопа направляем на шкив, размещенный на коленвале. Поворачивая основание трамблера, добиваемся такого его положения, чтобы видимое расположение метки, нанесенной на шкив, расположилось заданным образом относительно рисок на крышке устройства газораспределения (см. рисунок. 1). В найденном позиционировании фиксируем основание траблера, зажимая фиксирующий его болт.

Важно, чтобы при настройке силовой агрегат имел обороты холостого хода. При больше высоких оборотах в работу вступает центробежный регулятор, и итоги корректировки в этом случае будут неточными.

Попутно с выставлением зажигания можно оценить и прочие параметры работы распределитея-прерывателя. При увеличении витков Уоз должн вырастать в следствии срабатывания центробежного регулятора. Если при средних оборотах коленвала с трамблера демонтировать трубопровод вакуум-корректора, то Уоз обязан уменьшится, а при одевании – возрасти. Можно т.ж.оценит. стабильность положения риски на разнообразных режимах. Если риска “гуляет”, то скорее всего есть выработка в подшипнике динамической планки трамблера.

Метод 2. Корректировка с применением лампочки
Этот метод можно назвать классическим, так как он описан почти во всей автомобильной литературе. Вам потребуется лампочка на 12 В с двумя прикрепленными к ней проводами (варианты – вольтметр или описанный ниже пробник) и спец. ключ для вращения коленвала (желательно).

Ключом поворачиваем коленвал таким образом, чтобы риска на шкиве распологалась заданным образом относительно рисок на крышке устройства газораспределения (см. рисунок. 1), и при этом бегунок трамблера стоял напротив высоковольтного кабеля 1-ого цилиндра (отсчет цилиндров идет от передней секции двигателя). Если нет спец. ключа, то можно включить 4-ую передачу и толкать автомобиль, пока коленвал не займет нужную позицию. К проводу, идущему от трамблера на катушку зажигания, подключаем единственный из кабелей лампочки, а второй присоединяем к массе автомобиля. Центральный кабель вытаскиваем из крышки трамблера и прислоняем к массе. Ослабляем болт, фиксирующий основание трамблера. Включаем зажигание.

Поворачиваем основание трамблера по часовой стрелке до тех пор, пока лампочка не погаснет (контакты трамблера замкнутся). Далее медленно вращаем в другую сторону до момента загорания лампы (размыкания контактов). В этом позиционировании фиксируем основание трамблера болтом.

Если применяется транзисторная или тиристорная система зажигания, возможно, что напряжения на контактах трамблера не хватит для зажигания лампочки. В этом случае надо воспользоваться вольтметром или диодным пробником.

Метод 3. Корректировка “по искре”
Момент размыкания контактов при использовании методики метода 2 можно вычислить и без применения лампочки или вольтметра, вспомнив о том, что в момент размыкания контактов система зажигания как раз предоставляет искру.

Поворачиваем коленвал таким образом, чтобы риска на шкиве распологалась заданным образом относительно рисок на крышке устройства газораспределения (см. рисунок. 1), и при этом бегунок трамблера стоял напротив высоковольтного кабеля 1-ого цилиндра (отсчет цилиндров идет от передней секции двигателя). Центральный кабель вытаскиваем из крышки трамблера и располагаем на расстоянии около 5 мм от массы автомобиля. Ослабляем болт, фиксирующий основание трамблера. Включаем зажигание.

Поворачиваем основание трамблера по часовой стрелке градусов на 10-20. Далее медленно вращаем в другую сторону до момента проскакивания искры. В этом позиционировании фиксируем основание трамблера болтом.

Метод 4. Корректировка “на слух”
Самый примерный способ, к которому есть смысл приходить только в полевых условиях, когда ни единственный из вышеописанных способов употребить не получается.

Запускаем силовой агрегат и ослабляем болт, фиксирующий основание трамблера. Поворачивая основание находим таоке его положение, когда обороты мотора станут максимальными. После на несколько градусов поворачиваем основание по часовой стрелке (делаем Уоз меньше) и фиксируем основание трамблера.

Скорее всего при такой настройке Вы получите чрезвычайно существенную ошибку, но кое-как доехать до цивилизованных условий, где можно будет все откорректировать нормально, сможете.
Пункт 4. Диагностика полученных результатов при езде

Полученные итоги нужно уточнить по поведению автомобиля на дороге. Прогрейте силовой агрегат до рабочей температуры, наберите на гладком горизонтальном участке дороги быстрота 40-50 км/ч и, включив 4-ую передачу, сильно надавите педаль газа. В течение короткого времени (1-2 секунды) обязаны быть слышны характерные детонационные стуки (”цоконье”), а транспортное средство обязан уверенно начать увеличивать быстрота. Если детонация не прослушивается, то прокрутите трамблер против часовой стрелки на одно дpобление по шкале у основания основания. Если же детонация слышна дольше, то прокрутите основание трамблера на 1 градус по часовой стрелке. Повторяйте процедуру до тех пор, пока при резком надавливании на газ не получите легкую детонацию, исчезающую после 1-2 секунд.

Если при проверке корректировки при езде пришлось важно изменить расположение трамблера по сравнению с найденном на этапе 2, то это говорит о присутствии неполадок. Основание может быть в существенном отклонении состава горючей смеси от номинального или в неправильной работе систем трамблера (центробежный и вакуумный регуляторы, люфт вала тармблера, люфт в подшипнике трамблера).
Диодный пробник

Рисунок. 2. Электрическая модель диодного пробника

Для работ по настройке зажигания и многочисленных работ по диагностике электрики содержит смысл исполнить простейший диодный пробник, модель которого изображена на рисунок. 2. В качестве светодиода D1 можно применять диод типа Ал307, величина резистора R1 около 2 ком. Диод D2 нужен для ограждения светодиода D1 от обратного напряжения, в принципе можно обойтись и без него. Всю схему удобно разместить в корпусе от простейшей шариковой ручки. В колпачке проделать отверстие, куда вложить светодиод, а с противоположной стороны в отверстии, через которое выходил пишущий узел стрежня, зафиксировать острый щуп. В качестве щупа можно применять толстую иглу, а зафиксировать ее можно эпоксидным клеем. Сбоку в корпусе надо проделать отверстие, через которое вывести провод, заканчивающийся зажимом типа “крокодил” для подключения схемы к корпусу автомобиля.