Авто-эскорт
                           








   Тест - драйв тольяттинского вездехода Ваз-2123
 
     Последние работы вазовских дизайнеров наводят на мысль, что у них наконец-то образовался личный стиль. "десятая" модель, минивэн Надежда (ваз-2120) и, наконец, Ваз-2123... Причем порою появляетcя ощущение, что дaнные машины сделаны под девизом "самобытность любой ценой". Что ж, новые Вазы действительно ни на что не похожи.   
   Тест - драйв тольяттинского вездехода Ваз-2123
Впрочем, перед нами еще не окончательный вариант тольяттинского вездехода. Волшебного превращения в прекрасного лебедя разработчики машины не обещают, но уверяют, что серийная Нива уже не будет выглядеть гадким утенком. Появятся цельные блок-фары, новейшая решетка радиатора, есть надежда, что умышленно для Ваз-2123 будут разработаны и выпущены неординарные легкосплавные колеса, благо, в российских производителях подобной продукции недостатка нет.    


Вообще-то, если на время приглушить в себе эстетические чувства и посмотреть на транспортное средство с чисто практической стороны, изображение выходит не такая уж безрадостная.      


Новый кузов, возможно, не слишком красив, но содержит такие очевидные (и долгожданные) достоинства, как пять дверей, больше места для задних пассажиров и багажа, а помимо того, похоже, неплохую аэродинамику. При этом ценителей внедорожных качеств классической Нивы обязан удовлетворить большой дорожный просвет, здоровенные арки колес и совершенно короткие свесы кузова.  


Став больше "цивильной", новейшая Нива не потеряла своей феноменальной проходимости и, участвуй она в внушительном тесте этого номера, ни Land Rover Freelander, ни Subaru Forester, ни
Honda Cr-v, ни Toyota Rav-4 не смогли бы
соперничать с ней на бездорожье.    


К сожалению, соглашение меж внедорожными свойствами автомобиля и его поведением на хорошем асфальте имеется всегда. И то, что новейшая Нива осталась, как и ее предшественница, в первую очередь вездеходом, объясняется не только и не столько замыслом конструкторов. Дело в том, что агрегатная база автомобиля почти полностью осталась старой. Двигатель, трансмиссия, подвески, тормоза... Все это, пускай и с некоторыми усовершенствованиями, взято от предыдущей модели. Причина — безнадежная нехватка средств на разработку новых узлов и, самое главное, на переоборудование изготовления. Как всегда, при конструировании предлагалось множество оригинальных решений, но они уже привычно были "зарезаны" по финансовым соображениям.   


Что же тогда свежего в новой Ниве? Ответ на этот вопрос предпочтительнее всего давать из салона, на ходу.

Поехали. Почему набор скорости проистекает так удручающе медленно? Ничего странного. Силовой агрегат Ваз-2123 рабочим объемом 1,7 литра хоть и подвергся ряду усовершенствований (установлен распределенный впрыск топлива, изменены фазы газораспределения, применены гидротолкатели клапанов и гидронатяжитель цепи Грм), в мощности ощутимо не прибавил.    


Если даже не потерял. Примененный здесь каталитический нейтрализатор, с которым машина удовлетворяет нормам токсичности Euro 2, тоже, надо думать, не прибавляет мотору лошадиных сил. А ведь сама машина стала заметно тяжелее...   


Справедливости ради надо сказать, что на скоростях 100—130 км/ч новейшая Нива живее своей предшественницы, охотнее откликается на прибавление газа, реже требует перехода с пятой на четвертую передачу. Но это совмещено не с характеристиками мотора, а с улучшившейся аэродинамикой. Так как воздух оказывает новой машине меньшее сопротивление, максимальная быстрота у нее также выше, во всяком случае, по субъективным ощущениям. В этом новейшая Нива похожа на "десятку", которая благодаря аэродинамике содержит право в максимальной скорости над Самарами, но, будучи тяжелее, проигрывает им при разгоне.   


Конечно, совершенно улучшить характеристики давно устаревшего мотора нелегко. Но исполнить так, чтобы хронические болезни по секции плавности хода, шумов и вибраций не стали наследственными, инженеры, разрабатывавшие новую Ниву, были просто обязаны. И, надо признать, им это получилось.    

Что сделано? Изменены точки фиксации мотора, модернизированы подушки, на которых он подвешен. Редуктор переднего моста "отвязали" от мотора и закрепили на элементах передней подвески. Успокоили трижды проклятую каждым владельцем Нивы "раздатку". Она получила новые мягкие опоры, шестерни с больше мелким зубом, но, главное, отодвинулась от коробки передач на 250 мм. Соответственно, удлинился промежуточный вал.   


Подвески Ваз-2123 претерпели не столь серьезные изменения. Хотя изначально рассматривался вариант со стойками Mcpherson спереди и независимой многорычажной подвеской сзади, но на столь радикальные изменения у завода денег нет. Поэтому ограничились полумерами — увеличением хода передней подвески с применением оригинальных рычагов и изменением угла крена задних амортизаторов.   

Все перечисленное, в принципе, достигает неплохого результата. Новейшая Нива значительно меньше утомляет шумами и вибрациями. Увеличившаяся база почти избавила машину от неприятной продольной раскачки на дорожной волне и сделала больше предсказуемым поведение Нивы в поворотах. Правда, испытуемые образцы были обуты в импортные шины, но в данный момент идет выбор покрышек российского производства, которые обеспечили бы аналогичные характеристики.  

Таким образом, по акустическому комфорту, виброзащищенности и плавности хода Ваз-2123 вплотную приближается к легковым машинам из Тольятти. Управляемость и активная безопасность тоже подняты на ступеньку выше.        


И все же сравнение с зарубежными аналогами, в частности с упомянутым уже англо-японским квартетом, пока вряд ли корректно. Все-таки главные агрегаты и конструктивные решения новой Нивы по-прежнему восходят к 60—70-м годам.   


Меж тем при верной ценовой политике этот транспортное средство найдет своего покупателя. Соответственно проведенному Автовазом маркетинговому исследованию, их число даже может достигнуть 180 тысяч в год. План изготовления размещен на больше прагматичном уровне: 90 тысяч.  


Чтобы к 2001 году новейшая Нива начала посещать с конвейера, Автовазу надо 345 миллионов долларов, из них 60 — до конца нынешнего года. Этих денег пока нет. Удастся их обнаружить — а поиски ведутся активно, вплоть до переговоров о долевом производстве с частными инвесторами, — Ваз-2123 появится в продаже уже через 2 года. Не будет денег — машину постигнет судьба "пятнадцатой" и "двадцатой" моделей (рестайлинговая "девяносто девятая" и минивэн): в лучшем случае будут делать несколько сотен штук в год, "на коленке", в опытно-промышленном производстве.   


Так что, даст ли всходы новейшая Нива, пока не знают даже в Тольятти.


А взамен сердца...


Похоже, что самый главный недостаток новой Нивы спрятан у нее под капотом. Имеющийся 1,7-литровый мотор давно уже не удовлетворяет владельцев нынешней Нивы Ваз-21213, а уж для свежего внедорожника, который будет больше, тяжелее и, очевидно, дороже, он и вовсе непригоден (или пригоден лишь для самого дешевого базового варианта).   


Ведутся работы над новым двухлитровым бензиновым двигателем. Поговаривают о реальности установки на Ниву
импортных дизельных моторов или отечественных — изготовления Ао Барнаултрансмаш. Но и то, и другое — далекая и дорогая перспектива.   


"а ты попроси проехать вон на той машине", — подтолкнул меня знакомый инженер-испытатель, показывая на стоящую в стороне еще одну "двадцать третью" Ниву.  

Выяснилось, что это одна из самых первых экспериментальных машин, переданная двигателистам для испытаний двухлитрового мотора. Не перспективного, запуск которого в изготовление возможен только через несколько лет, а почти готового к выпуску, сделанного на основе 1,7-литрового блока. В данный момент испытываются различные программы управления двигателем, но примерную мощность мне назвали: 110—115 л. с. Крутящий момент в 130 Нм силовой агрегат развивает начиная с витков холостого хода, а наибольшее значение момента почти в полтора раза выше. "кстати, не бойся его крутить, он это любит", — напутствует меня хозяин машины.   


Ну что говорить? Нива с этим двигателем меняется до неузнаваемости. Получше трогаться с места, получше ехать внатяг, предпочтительнее эластичность на высших передачах... И при этом мотор бодро крутится до 6000 об/мин, обеспечивая Ниве динамику на уровне переднеприводных Вазов. За такое пламенное сердце автомобилю можно простить многие недостатки.     


Разработчики мотора утверждают, что вопросы его надежности целиком решены и двухлитровый агрегат содержит ресурс, по крайней мере, не меньше простого. Запуск этого мотора в серию возможен с минимальными затратами, на существующих мощностях. Если доводочные работы завершатся успешно и мотор будет принят к производству, им будут оснащаться выпускаемые в Опп минивэны Надежда и некоторая часть новых Нив, когда начнется их выпуск.    


Самое высокое здание в Тольятти — генеральная дирекция Ао Автоваз. Со смотровой площадки на 24-м этаже лилово-синего небоскреба завод виден как на ладони: бесконечные корпуса, испытательный трек, площадки готовой продукции.   

На сегодняшний день здесь необычно тихо. Из- за кризиса продаж план 1998 года сокращен с 741 тысячи машин до 611 тысяч. Завод работает в одну смену. Площадки заполнены едва ли на четверть. В данный момент автомобили еще paз разбирают хорошо. В пособии завода даже ожидают, что скоро начнется дефицит и цены, упавшие до небывало низкого уровня, вновь поползут вверх.      


А в начале лета непроданные автомобили буквально наводняли территорию завода. Площадки были переполнены. Машины стояли внутри трека, на треке, в проездах меж цехами. Завод, чтобы рассчитаться с рабочими, шел на небывалые уступки дилерам: скидки достигали 30—33 процентов, в 2—3 раза больше простого. На Вазе впервые за долгое время узнали, что такое задержки зарплаты.       


Как-то не верится, что единственной причиной всех бед Автоваза стал экономический затруднение. Катализатором, ускорившим процесс, — вероятно. А процесс падения спроса на тольяттинские автомобили идет давно, и в последнее время он обрел масштабы, которые наконец-то начали пугать традиционно невозмутимое пособие завода. Покупатель уже не тот, что четыре или даже 2 года назад. И Автоваз не тот — нет прежних рычагов воздействия на рынок через правительство.       

На сегодняшний день правительство само влияет на автогигант, требует отдавать долги, платить текущие налоги, а едва что — грозит обанкротить и продать Ваз.

Хотя, конечно, и в правительстве, и в пособии завода отлично понимают, что банкротство ничего не даст. Ни за рубежом, ни, подавно, в России желающих преобрести Автоваз нет. Ведь в нагрузку к гигантскому, даже по мировым масштабам (и, по тем же масштабам, неэффективному), предприятию гипотетический владелец получит все его долги (а это больше 5 миллиардов новых рублей) и город с почти миллионным населением, целиком зависящий от автозавода.       

А переход на односменный план работы уже предельно конечно показал, какой катастрофой для Тольятти грозит нездоровье Ваза. В городе сильно подскочил уровень мелкой преступности — квартирных краж, хулиганств, "бытовухи". В самые жаркие дни днем в домах нет холодной водной мaccы — город никогда не был готов к такому водоразбору в дневные часы. Городские власти вынуждены автобусами вывозить тысячи рабочих на поля окрестных колхозов, чтобы люди могли заработать хотя бы 15—20 рублей в день.   

В правительстве понимают, что радикальные меры в отношении Автоваза невозможны. И вынуждены идти на соглашение. В частности, передавать очередные отсрочки по выплате долгов. При этом внушает осторожный оптимизм то, что государство все активнее вмешивается в управление заводом. В обмен на временное освобождение из долговой ямы правительство заставляет Автоваз жаловать производительность производства, упорядочивать ценообразование и сбыт, отказываться от бартера и закупок комплектующих через посредников.