Авто-эскорт
                           








   Тюнинг распредвала. Разрезная шестерня
 
Вопрос о том, когда мотор работает предпочтительнее - при фазах, сдвинутых вперед или назад, не правомерен. Именно соблюдение эффективных фаз газораспределения (фгр) гарантирует оптимальные характеристики силового агрегата. Разрезная шестерня распредвала, пришедшей к нам из спорта, дает способность не ослабляя натяга ремня Грм, изменить расположение распредвала относительно коленвала. Причем шаг настройки калибруется на десятые доли градуса.
   Тюнинг распредвала. Разрезная шестерня
Мощность и крутящий момент мотора определяются его механической частью: рабочим объемом; проходными сечениями каналов и длиной систем впуска и выпуска; Фгр - периодами открытого и закрытого состояния клапанов, выраженные в градусах поворота коленвала относительно верхней и нижней мертвых точек (вмт и Нмт). Фгр традиционно изображают в виде круговых диаграмм. Для простоты разберем Фгр мотора Ваз 21083 объемом 1500 см3 со типовым распредвалом 2108 и зазорами 0,2±0,05мм впускных и 0,35±0,05мм выпускных клапанов (рис. 1) Хотя все нижеизложенное содержит внушительное практическое значение для каждого 4-ех тактного мотора внутреннего сгорания

Как нaблюдaем моменты открытия-закрытия клапанов несколько до этого прихода поршня в Вмт (на 33o), а закрывается гораздо позже, чем поршень пройдет Нмт (на угол 80o). Во впускном канале, перед клапаном, быстрота потока топливовоздушной смеси переменная - от нуля при закрытом клапане до 100 м/c при открытом. Поэтому при завершении такта впуска, подающий клапан закрывается после новшества поршнем Нмт, когда он уже идет вверх, сжимая горючую смесь, при этом на высоких оборотах появляетcя действие газодинамического наддува - инерционный подпор потока новой смеси способствует уплотнению "заряда", улучшая наполнение цилиндра новой рабочей смесью. Следственно угол запаздывания закрытия после Нмт подающего клапана (угол газодинамического наддува Г=80o) - единственный из основных параметров распредвала. Не меньше значительный параметр - угол перекрытия клапанов (п=33o+17o=50o). Подающий клапан начинает открываться до новшества поршнем Вмт, пока еще идет такт выпуска и поршень движется вверх, вытесняя из камеры сгорания отработавшие газы. При этом наступает перекрытие клапанов, когда подающий и выпускной клапан единовременно открыты и разрежение, которое формируется в выпускном коллекторе "подхватывает" свежую смесь в цилиндр, улучшая его наполнение. Причем, возникающий при этом действие "продувки" цилиндров, выражен тем сильнее, чем больше обороты мотора. Монтаж разрезанной шестерни предлагается по 2 причинам:

1. При крупносерийном производстве двигателей отклонения размеров частей от заданных чертежей неизбежны. За счет отклонения размеров частей устройства газораспределения и кривошипно-шатунного механизма, фактические Фгр мотора единственной модели могут отличаться от номинальных до ±10o по коленвалу, что составляет погрешность в пределах одного зуба на распред шестерне. Для компенсации такой погрешности в нашей лаборатории практикуется монтаж разрезанной шестерни, позволяющей изменить расположение ее зубчатого венца относительно ступицы с шагом 0, в отличии от заводской сплошной шестерни, которая фиксируется только в одном позиционировании и кончаться от него можно лишь на зуб вперед или назад с шагом 17o по коленвалу. Как следствие - заметная утрата в мощности и моменте взамен предполагаемой прибавки.

2. использование тюнинговых и спортивных распредвалов с увеличенным подъемом кулачков и измененным профилем. Монтаж такого вала со типовой шестерней дает прибавку по мощности и моменту. Регулировка такого на эффективные Фгр при помощи разрезанной шестерни добавляет еще 3% по мощности.

Внешняя скоростная характеристика мотора при быстроходной (1) и тихоходной (2) настройке: Ре - эффективная мощность, Ме - эффективный крутящий момент, n - частота вращения Кв

В качестве примера разберем очередность настройки эффективных Фгр из условия обеспечения промежуточного варианта. Нужно соединить точку мах перекрытия клапанов с Вмт. Для этого распредвал прокручивается на 8o (рис 2). Следственно угол газодинамического наддува Г составляет уже 80+8=88o, что позволит "дозаряжать" цилиндр, улучшая наполнение на высоких оборотах. Нужно также учитывать, что слишком раннее открытие впускных клапанов при работе на малых и средних оборотах, ухудшает наполнение цилиндров - выхлопные газы проникают во подающий коллектор и сильно обедняют свежую смесь. Поэтому, уменьшив в следствии поворота распредвала на 8o (грубо говоря - на пол зуба шестерни) угол опережения открытия подающего клапана до Вмт, улучшим воспламеняемость горючей смеси в режиме частичных нагрузок. Итоги испытаний на мощностном стенде показывают, что регулировка эффективных Фгр на стандартном распредвале дает прибавку по мощности и крутящему моменту до 3% ! без замещения распредвала ! А при регулировке на экстримальное значение (мощность или крутящий момент) - до 5%. Надлежит отметить, что при управлении клапанами с участием одного распредвала можно вести речь о эффективной регулировке Фгр или только для впускных (что мы с вами только что проделали) или для выпускных клапанов. На двигателях, где управление впускными и выпускными клапанами применяется отдельными распредвалами (! внимание владельцев 16-ти клапанников !! выбор эффективных Фгр допускает заполучить гарантированную прибавку по мощности и крутящему моменту до 7%.

Разрезанные шестеренки для Ваз 2108-2110 и Ваз-классика.

Методика настройки разрезанной шестерни на двигателе 8 V Ваз 2108 – 2110

1. Берем разрезную шестеренку (шкив) и маркируем на ней (на неподвижной и динамической частях) типовую метку, сравнивая со типовой шестерней (шкивом) распредвала.

2. Устанавливаем разрезанную шестерню на распредвал, насаживаем ремень Грм на шестерню. Контролируем схождение установочных рисок на шкиве распределительного вала и задней крышки ремня, а также распологается ли риска на маховике ( в люке картера сцепления) против среднего деления шкалы.

3. Контролируем подающий и выпускной клапан 4 цилиндра по перекрытию: при грамотно выставленных фазах подающий и выпускной клапан обязаны быть открыты на определенную величину, заданную при планировании вала(для равноподъемных валов клапаны, как правило обязаны быть открыты на равную величину). Если требуемого перекрытия нет, то ослабляем внешние болты шестерни и поворачиваем распредвал относительно наружной секции шестерни, выставляя его. Таким образом получаем нулевое (оптимальное) расположение распределительного вала.

4. В зависимости от того, что хотим получить, можно проделать дополнительную коррекцию фаз газораспределения методом контрольных поездок.
Тюнинг распредвала. Разрезная шестерня
1. поворачивая распредвал относительно коленвала по ходу вращения ( на опережение) , увеличиваем начальный угол открытия подающего клапана до Вмт и уменьшаем угол газодинамического наддува ( запаздывание закрытия подающего клапана до Нмт), улучшая тем самым тягу на нижних и средних оборотах.

2. поворачивая распредвал относительно коленвала против хода вращения ( на запаздывание) увеличиваем угол газодинамического наддува, дозаряжая цилиндры на высоких оборотах и получая дополнительную мощность.

3. практика показывает, что «играя фазами» не стоит уходить от точки перекрытия в +_ больше, чем на 1/3-1/2 зуба по шкиву, что соответствует 3-4 градусам по распредвалу.

4. при корректировке фаз Грм на карбюраторных автомобилях, не забывайте любой раз после вращения распредвала, выставлять заново начальный угол опережения зажигания, тк. трамблер с распределительным валом содержит жесткую связь через муфту датчика распределителя зажигания.


Методика настройки разрезанных шестерен на двигателе 16 V Ваз 2110-2112

• Монтируем новые распределительные валы.

• Выставляем, примерно, перекрытия клапанов, ориентируясь по меткам стандартных шкивов, подводим поршень 1-го и 4-го цилиндра в Вмт и одеваем ремень.

• Монтируем планку для индикаторов часового типа (необходимо 3 шт.: для определения движения впускного, выпускного валов и положения Вмт) и сами индикаторы.

• Находим последовательно нулевые(закрытые) положения подающего и выпускного клапанов 4-го цилиндра и расположение его Вмт. После этого выставляем требуемые перекрытия по индикаторам, применяя разрезные шкивы.

• Зажимаем фиксирующие болты разрезных шкивов, проворачиваем 1 оборот к/вала и контролируем установки.

• Компонуем силовой агрегат и заводим.

• В том случае, когда установки производителя по тем или иным причинам могут не являться оптимальными, необходимо изменять расположение валов, контролируя цикловое наполнение контрольными замерами на дороге.

Методика настройки разрезанной шестерни на двигателе 8 V Ваз Классика.


1. Монтируем новый распределительный вал.

2. Выставляем, примерно, перекрытие клапанов, ориентируясь по меткам типовой шестерни, подводим поршень 1-го и 4-го цилиндра в вмт и одеваем цепь.

3. Монтируем планку для индикаторов часового типа (необходимо 3 шт.: для определения движения впускного, выпускного клапанов и положения вмт) и сами индикаторы. Ножки индикаторов опираем на рокеры.

4. Находим, поочередно, нулевые (закрытые) положения подающего и выпускного клапанов 1-го цилиндра и расположение его вмт точно. После этого выставляем предписанное перекрытие по индикаторам, применяя разрезную шестерню (необходимо не забыть о том, что рокер содержит передаточное отношение, также как содержит значение, на какое место на рокере опирается ножка индикатора). Если вы ставите равнофазный и равноподъемный р/вал, то можно, просто, обнаружить его нулевое расположение (когда оба клапана открыты на одинаковую величину), не вдаваясь в степени множителя рокера.

5. Зажимаем фиксирующие болты разрезной шестерни, проворачиваем 1 оборот к/вала и контролируем установки.

6. Компонуем силовой агрегат и заводим.

7. В том случае, когда установки производителя по тем или иным причинам могут не являться оптимальными, необходимо изменять расположение валов, руководствуясь динамическими замерами или субъективными ощущениями. Ведь силовой агрегат вы настраиваете под себя.