Авто-эскорт
                           








   Спортивное сцепление, тюнинг сцепления
    
Разберем типичное сцепление. Ведомый диск зафиксирован на первичном валу трансмиссии стальной шлицевой втулкой, отлитой или кованой. К стальной шпонке с участием демпферного механизма, который поглощает вибрации двигателя, прикрепляется каркас сцепления, выполненный из штампованных стальных пластин, соединенных в свою очередь металлическими заклепками. К каркасу прикрепляются фрикционные накладки, которые синхронизируют обороты коленчатого вала мотора со скоростью выходного вала Кп. На нынешний день органическая фрикционная композиция - самый известный материал. Он применяется в 95% автомобилей. Органические накладки дешевы и неприхотливы, поэтому и применяются в серийных автомобилях, ибо подходят для обычной использовании при малых и средних нагрузках. Такой вид накладок гарантирует мягкое включение сцепления и плавное начало движения, при этом содержит низкую надежность и износостойкость при жесткой, динамической использовании. Если доход заводского сцепления для семейного, комфортного передвижения равен ориентировочно 60-160 тыс.км, то при повышенных динамических нагрузках, будь то тюнингованный двигатель, или просто агрессивная езда, накладки могут "рассыпаться" уже через 10 тыс.км.
  Спортивное сцепление, тюнинг сцепления
При тюнинге мотора повышение мощности и, соответственно, крутящего момента часто заходит за 30% от серийного, что преувеличивает расчетную нагрузку сцепления (запас на 20-50% выше номинального крутящего момента), которое просто начинает пробуксовывать и не перенаправлять весь поток мощности от мотора к колесам. Появляетcя давнишний вопрос: что делать (со сцеплением)? Единственный ответ - поменять! На что? На новые тюнинговые части.

Если сложилось впечатление, что органические накладки - это "отстой", то на самом деле все обстоит иначе. Конечно, утверждать, что вся "органика" плохая, нельзя. Так как любой разработчик применяет свои материалы, их соединение и свою технологию производства. Ведомые диски на одну и ту же машину, но от разнообразных производителей, как правило, различны по динамическим показателям мягкости подключения и долговечности.

При форсировании мотора сцепление предпочтительнее заменить, чтобы оно соответствовало новым возможностям двигателя, так как серийное сцепление уже не "держит". А если стартовать с места при стрит-,драг-рейсинге или в слаломе, то оно вообще становится одноразовым. Немного придержал-передержал - и запахло горелым. Начинается процесс стремительного разрушения устройства. Всегда пробуксовывающее сцепление сильно нагревается, а так как теплостойкость лучших органических накладок не преувеличивает 2500с, а в большинстве случаев - 2000с, накладки перегреваются - следовательно, запекаются, теряя свой коэффициент трения, и, что еще хуже, растрескиваются и высыпаются.

Подобный следствие меньше вероятен с механизмом, ведомый диск которого оборудован накладками, выполненными из материала Fibertuff. В его комплект вступают керамический наполнитель, углеродное волокно и кевлар. Это материал разрабатывался как альтернатива органическим основам. По фрикционным свойствам дaнные накладки очень похоже на органические, но владеют высокой четкостью подключения сцепления. Износостойкость накладок Fibertuff в 2-4 раза выше органических. Теплостойкость до 4000с. Ведомый диск с такими накладками можно порекомендовать тем, кто днем ездит на работу, а ночью стартует в стрит-рейсинге.

Еще делают фрикционные накладки из кевларового волокна - полимерного материала, пришедшего в автомобилестроение из авиакосмической промышленности. Кевлар применяется также для производства бронежилетов и кузовов суперкаров, вроде Ferrari Enzo - частей чрезвычайно прочных и очень легких. Кевларовые сцепления владеют износостойкостью, в 5-10 раз превышающей прочность к истиранию органических накладок. Накладки получаются долговечными. Они владеют высокой жаропрочностью и не изнашивают рабочие плоскости маховиков и прижимных дисков. Но при монтаже просят грамотного монтажа, а далее деликатной обкатки в течение длительного пробега (порядка 10 тыс.км). Теплостойкость кевларовых накладок достигает 3700с. Диск сцепления с такими накладками хорош при продолжительной грубой использовании машины.
Спортивное сцепление, тюнинг сцепления
Экстремальные условия использовании сцепления обусловили появление в автомобилях металлокерамических дисков. Металлокерамика бывает разная: алюминиевая, чугунная для большинства выпускаемых сцеплений используют металлокерамические накладки, изготовленные на медной основе. Ведомые диски сцепления с этими накладками владеют повышенным коэффициентом трения и выдерживают чрезвычайно высокие температурные режимы (до 6000с). Они очень распространены в автоспорте и тюнинге, так как при равных размерах диска передаваемый крутящий момент может возрасти вдвое. Недостаток таких накладок - их "агрессивность" к сопряженным деталям. Они относительно оперативно изнашивают плоскости трения маховика и прижимного диска корзины. Посему рекомендованы для использовании на спортивных и гоночных автомобилях.

Бескомпромиссным вариантом накладок является сцепления на базе углеродных композитов. Главная качество их в том, что прижимной и ведомый диски , а также сопряженная плоскость маховика тоже сделаны из углерода. Такой триумвират гарантирует желательный коэффициент трения (поскольку коэффициент трения углерода по чугуну очень низкий) и наибольшую износостойкость. Этот устройство из будущего владеет неимоверным температурным пределом (25000с). Надежность раз в пять выше "органики". Единственный недостаток углеродных сцеплений - их высокая стоимость.

Существуют ведомые диски с тремя, четырьмя, шестью и восьмью сегментами металлокерамической накладки - кнопками - с каждой стороны.

Диски в виде трехлучевой звезды с темя кнопками применяют в ситуациях, когда понадобится передача максимальной мощности при минимальном весе узла. Используются сугубо в спортивных автомобилях, ибо подключаются очень резко, часто с пробуксовкой ведущих колес, что в обыкновенных условиях ни к чему.

Четырехкнопочные диски имеют форму креста, работают значительно мягче трехкнопочных и "живут" гораздо дольше.

Шестикнопочные диски - самые плавные и износоустойчивые из тюнинговых дисков, рекомендуются для кольцевых и раллийных автомобилей. В предназначенных случаях и для серийных машин.

Восьмисегментные накладки умышленно для применения на серийных автомобилях, где мощность сцепления и высокотемпературные свойства предпочтительней плавности подключения сцепления.

Ведомые диски сцепления бывают двух видов. С пружинной втулкой (демпфером), которая устраняет или смягчает ударный момент, возникающий при включении сцепления, и предлагается для всех видов автомобилей. Диски с грубой втулкой применяются для гоночных моделей, где предпочтение отдается мощности, легкости и упругости работы. Отличаются строгим креплением шлицевой секции с диском. Такие сцепления не рекомендуются для серийных и гоночных автомобилей, оборудованных "хрупкими" трансмиссиями или полным приводом. Вcледcтвие возникающих ударных нагрузок в следствии резкого подключения сцепления могут "рассыпаться" Кп и "провисать" оборванные полуоси. При этом транспортное средство меньше удобен при повседневной эксплуатации, так как гибко тронуться с места нереально.

По строении сцепления тоже делятся на две категории: однодисковые и многодисковые. При этом для дисков, втулок и пружинок тюнинговых сцеплений высококлассные изготовители применяют больше качественные материалы и термообработку, что допускает выдерживать нагрузку в 2-8 раз выше заводской. Но запомните: часто многие тюнинговые сцепления - это не что иное, как оригинальный каркас с больше качественными накладками.